 Номер ссылки| 2010113108
Тема| Балет, Торжества, посвященные 100-летию Вахтанга Чабукиани, Персоналии,
Авторы| Инна БЕЗИРГАНОВА
Заголовок| ЭКСКЛЮЗИВНО, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, ЕСТЕСТВЕННО…
Где опубликовано| журнал "Русский клуб"
Дата публикации| 20101124
Ссылка| http://www.rcmagazine.ge/index.php?option=com_content&view=article&id=296:2010-11-24-08-20-34&catid=36:2010-02-08-11-23-34&Itemid=55
Аннотация|
В Грузии прошли торжества, посвященные 100-летию великого грузинского танцовщика Вахтанга Чабукиани. Юбилей чародея танца был ознаменован балетными вечерами: первый был посвящен легендарной «Лауренсии» А. Крейна, второй – «Дон-Кихоту» Л. Минкуса, третий собрал балетных звезд со всего мира на гала-концерте.
Не зря именно «Лауренсия» открыла каскад юбилейных вечеров. Эта известная ленинградская постановка, утвердившая Вахтанга Чабукиани как выдающегося балетмейстера героической темы, была осуществлена в 1939 году... В ней одну из своих самых знаменитых партий исполнила Наталья Дудинская. «Танцевальная энергия балерины была неистощимой, заразительность танца – исключительной. Азартно упиваясь танцевальной стихией «Дон-Кихота», словно соревновались в дерзновенной смелости Дудинская и Чабукиани – основоположники стиля советского виртуозного танца. Это направление получило самое яркое выражение в балете «Лауренсия», где главная партия сочинялась Чабукиани специально для Дудинской», - пишет «Советская культура» от 3 февраля 1979 года. Перед парой Дудинская - Чабукиани открывались замечательные перспективы, но война развела их пути.
По мнению В. Красовской, «Лауренсия» осталась одной из вершин балета 1930-х годов. Вершиной оказалась она и в творчестве Дудинской и Чабукиани, как бы ни было значительно то, что каждый сделал потом.
Именно по этой причине Наталья Михайловна еще долго не могла смириться с тем, что судьба разлучила ее с Вахтангом Чабукиани. Об этом свидетельствует письмо Н.Дудинской:
«Дорогой, мой родной, хороший Вахтангчик! Если бы ты знал, как мне без тебя скучно, тоскливо! Как сильно я хочу тебя видеть! Я пишу тебе второе письмо, а телеграмм послано мной такое количество, что я сбилась со счета. Меня немного беспокоит, получил ли ты мое первое письмо, потому что я посылала его не сама, а попросила отправить Мию, твою поклонницу, и она мне не принесла квитанцию… Дорогой Вахтангчик, как хочется тебя видеть. Сейчас у нас готовится «Гаянэ»… Все ждут «Лауренсию», а главное – тебя…»
В Тбилиси «Лауренсия», поставленная в театре оперы и балета имени З.Палиашвили в 1948 году и забытая в 80-е годы, была восстановлена в 2007 году по инициативе художественного руководителя балетной труппы театра Нины Ананиашвили. На юбилейном вечере в партии Лауренсии выступила ученица Вахтанга Михайловича высокотехничная Лали Канделаки.
В Тбилиси была заложена аллея имени Вахтанга Чабукиани. Звезды мирового балета - Нина Ананиашвили, Ирма Ниорадзе, Наталья Сомова, Елена Глурджидзе, Татьяна Терехова, Андрей Ермаков, Игорь Зеленский, Анхель и Кармен Корелла и другие в одном из центральных парков столицы Грузии – в парке «Деда эна» посадили по одному саженцу кипариса в память Чабукиани.
Экстраординарным событием, достойным гения Вахтанга Чабукиани, стал гала-концерт с участием мировых звезд балета. Он прошел в Большом концертном зале Грузинской государственной филармонии, там же была развернута выставка, посвященная юбилею основоположника грузинского балета.
Зрителей вновь поразили кинокадры, сохранившие для потомков гениальный танец В. Чабукиани – его невероятные прыжки и вращения, фантастические пируэты. Это был не просто танец – это был вихрь, стихия, полет!
Блистательная Нина Ананиашвили, не подвластная времени, явилась публике в образе Умирающего лебедя К. Сен-Санса. А затем лихо исполнила лекури из оперы «Кето и Котэ» В. Долидзе (первое исполнение, хореография В. Чабукиани, танец восстановлен Г.Маргания).
Памяти В. Чабукиани посвятили свои выступления соотечественники, громко заявившие о себе за рубежом. Прима-балерина Английского национального балета Елена Глурджидзе, специально для которой Карл Лагерфельд создал эксклюзивную балетную пачку, вместе с Арионелом Варгасом (Английский национальный балет) эмоционально исполнила па-де-де из балета «Манон» Д. Массне – хореография К. Макмиллана... Давид Ахметели, «прописавшийся» в Ковент-гардене, и его достойная партнерша Тамара Рохо, представляющая тот же театр, подарили зрителям па-де-де из балета П. Чайковского «Лебединое озеро».

Восторженно принимала публика «короля танца» Анхеля Корелла и Кармен Корелла (Американский театр балета), блеснувших в Солеа – фламенко. Красавчик Анхель Корелла показал также композицию под названием «We got it good». Она идет под музыку Билли Стрейхорна и Дюка Эллингтона. «Обаяшка плейбой со свободно болтающимся галстуком-бабочкой и конечностями, движущимися, как на шарнирах, заразительно танцует радость и любовь к жизни» - написала об артисте Б.Езерская.
Не подкачали и наши. Удовольствием было смотреть выступление изысканной Нино Гогуа, поддерживаемой партнером Василом Ахметели: они предстали в восстановленном адажио из первого национального грузинского балета «Сердце гор» А.Баланчивадзе – хореография Чабукиани. Его ученики Лали Канделаки и звезда Мариинки, обладатель театральной премии «Золотая маска», худрук Новосибирского оперного театра Игорь Зеленский, исполнили падаксион из балета «Баядерка» Л.Минкуса – хореография В.Чабукиани и В.Пономарева по М.Петипа. Завершила гала-концерт и юбилейные торжества вновь «Лауренсия» - фрагмент исполнили Лали Канделаки и Васил Ахметели.
В концерте приняли участие Грузинский национальный балет Сухишвили, ансамбль «Рустави», Детский хореографический ансамбль «Шеджибри».
Российский балет был представлен на гала-концерте тремя театрами. Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин из Большого театра выступили в па-де-де «Диана и Актеон» из «Эсмеральды» Ц. Пуни. Дуэт из «Эсмеральды» впервые был исполнен молодыми танцовщиками ленинградского балета Галиной Улановой и Вахтангом Чабукиани в 1935 году.
Ирма Ниорадзе и Андрей Ермаков (Мариинка) станцевали красивое зажигательное танго на музыку Астора Пьяццоллы в хореографии А. Полубенцева. Горячо принимала публика пару из Московского музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко Наталью Сомову и Семена Чудина, исполнивших адажио из балета «Маленькая смерть» на музыку Моцарта в хореографии И. Киллиана. 63-летний хореограф, сочинивший этот балет и ныне возглавляющий прославленный нидерландский Театр хореографии, – живой классик, который поделил хореографию на «до» и «после» Киллиана. Недавняя двойная премьера в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – сенсация, на которую не осмелились ни Большой, ни Мариинский, пишут критики. На юбилейные торжества приехал прославленный танцовщик, художественный руководитель балетной труппы этого театра Сергей Филин:
- Я лично не был знаком с Чабукиани, но хочу сказать, что это удивительное явление в балетном мире, и фестиваль Вахтанга Михайловича – одно из ярчайших событий. Поскольку именно Чабукиани был родоначальником многих мужских трюков, вращений и танцевальных комбинаций, которые действительно появились именно благодаря его уникальному творчеству. Мой педагог Николай Борисович Фадеечев, с которым я работал последние пятнадцать лет в Большом театре, на вопрос о том, кто в то время, когда существовала действительно яркая плеяда великих танцовщиков, пользовался наибольшим успехом у зрителя, кого принимали особенно восторженно, отвечал однозначно: «Вахтанг Чабукиани». Еще до выхода артиста на сцену зрители уже предвкушали его появление, и когда он только появлялся, зал начинал не просто аплодировать, он просто взрывался аплодисментами. Так его любили зрители! И это говорит о том, что он был явлением действительно уникальным. То, что он делал, мы сегодня можем просто наблюдать. Большинство артистов мучаются, потому что до сих пор не всем удается подойти к таким трюкам, выполнить эти сложнейшие прыжки, воздушные па де баски, искрометные шене, набор невероятных вращений андеор, андедан, различные переходы – и все это с такими эмоциями! Именно Чабукиани высоко поднял планку мужского танца – как Сергей Бубка в свое время прыгнул на шесть метров и многие потом тщетно пытались повторить это достижение. Так и Чабукиани – он открыл эти шлюзы, именно с него начался сильный мужской танец.
- Каково, на ваш взгляд, состояние мужского танца сегодня?
- Я бы начал с того, что у нас и мужчин-то наблюдается все меньше и меньше. Мужчина в балетном мире вырождается. Мужчины вообще пропадают как вид, а в балете – тем более. Что можно сказать о мужском танце, если в большинстве хореографических училищ и школ мира на десять девочек приходится 2-3 мальчика? А к тому времени, когда уже надо выйти в мир искусства, в театр и занимать какие-то позиции, из трех остается один, а то и ни одного юноши. Если сегодня попадаются талантливые мужчины, то они подобны бриллиантам, на вес золота, и такие артисты, безусловно, есть во многих театрах мира – не скажу, что во всех. Тот же Чабукиани является неким критерием, стандартом для настоящего мужчины и настоящего мужского танца. Я бы сказал, что мужской танец жив, развивается и имеет большое количество направлений. Не то, что раньше, когда существовал железный занавес. Общеизвестно, что мы славились космосом и очень сильным балетом. Танец был классическим и характерным. Направления характерного танца очень хорошо развивались. Классический танец был также очень сильным, было огромное количество талантов, детей, которые тщательно отбирались. Проводился жесточайший конкурс, и отобранные дети были гениальными еще до того, как с ними начинали работать. Когда они оканчивали училище, то действительно становились звездами и попадали в Большой и Мариинку, во многие театры мира. Безусловно, это было немного узконаправленно, балет был очень сильный, но один! А на сегодняшний день возникло колоссальное количество ответвлений, направлений, течений – модерн, неоклассика, стрип-дэнс. Существует колоссальное количество хореографов, работающих в разной стилистике. Сегодня язык хореографии настолько разнообразен, что в нашем представлении мужской танец может быть выражен не в трюках и искрометных вращениях, а в пластике. Она может быть партерной, более спокойной. Тем не менее, сегодня это тоже является классическим танцем… Возьмем, к примеру, хореографию Джона Нормайера. Не скажу, что у него какие-то уникальные технические достижения, что он делает спектакли за счет трюков, усиления мужского танца, но его философия, пластика, индивидуальный язык самовыражения завоевывают внимание зрителя. Джон Нормайер сегодня – мэтр в хореографии, и его танцовщики пользуются колоссальным успехом во всем мире. Они являются приглашенными звездами многих театров. Хотя не танцуют классические большие балеты. Я бы сказал, что круг сильных танцовщиков очень сузился, и таких больших артистов сегодня можно пересчитать по пальцам. Если раньше в Большом, Мариинке, Парижской опере, Ковент-гардене было немало танцовщиков, которые действительно умели многое, имели фактуру, прекрасно владели техникой, обладали яркой индивидуальностью, интеллектом, то сегодня этот круг сужается. И если появляются такие звезды, то они нарасхват. И используются всеми театрами, их буквально разрывают на части. Такие звезды попадают в режим некоего чеса, начинают работать… везде. Да, это приносит доход, но не развивает. Так, как может развивать один, два театра, в которых ты работаешь и отдаешь себя полностью. Я бы сказал, что сегодня интерес к балету очень высок – как со стороны артистов, так и со стороны аудитории. Существует такая тенденция, и она все усиливается. Люди устали от мусора на телевидении, от бесконечных шоу, от одних и тех же медийных лиц. Хотят натурального, честного, естественного, хотят высокого искусства. А что может быть более эксклюзивно, привлекательно, естественно, чем балет? Поэтому растет и интерес. Так что балерины и танцовщики есть, они работают, выкладываются на сто процентов. Будучи одним из руководителей театра Станиславского и Немировича-Данченко, я работаю с артистами, которые репетируют, выступают с огромной отдачей, любовью, с настоящим интересом. Главное – дать им работу, заинтересовать так, чтобы их невозможно было вытащить из балетного зала. И они трудятся, трудятся по 7-8 часов в день, не задавая вопросов, растут, развиваются. Мы привезли фрагмент из балета Киллиана «Маленькая смерть» на музыку Моцарта. Наши премьеры Наталья Сомова и Семен Чудин танцуют подряд четвертый, пятый и шестой дуэты этого спектакля. Это очень трудно – фрагмент длится более семи минут. Это колоссальный труд, но Сомова и Чудин с удовольствием работали каждый день в течение трех недель по шесть-семь часов. И добились замечательного результата… Что касается мужского танца, то тут есть еще одна проблема – с преподаванием и педагогами. Потому что на сегодняшний день нет таких хороших педагогов, которые были прежде, нет мэтров, нет людей, которые захватывали бы тебя целиком и учили бы тебя не только танцу, но и жизни. Прежние педагоги отдавали ученикам все, воспитывали, создавали, лепили настоящих профессионалов, которые могли работать долго, красиво, дарить людям праздник. Они были уверены в том, что делают. Сегодня такие педагоги отсутствуют. Многие ушли из жизни. Молодежь преподавать не хочет, потому что это мало оплачивается. В наше сумасшедшее время не у всех есть право и возможность просто так отдавать себя людям, потому что у многих есть семьи, дети, родители, и всех нужно содержать. Работать сегодня педагогом за зарплату, которая предлагается, невозможно. Это значит, существуют вторая, третья… шестая работа еще где-то. А педагогика – нечто вторичное. Поэтому – халтура, отсутствие самоотдачи. Вот такой замкнутый круг! И родители понимают, что если они отдадут мальчика в балет, он вырастает и не сможет обеспечивать не только семью, но и… самого себя. Станет ли мальчик звездой, никто не может знать заранее. Звезд – единицы. Но это, в принципе, и не должно быть самоцелью. Звездой ты должен быть не в мозгу своем, а в сердцах зрителей, у той публики, которая любит балет. Но, к сожалению, это длительный процесс и не все сегодня готовы так отдаваться балету из-за такого долгого пути.

- А как же понятие престижа балета?
- Это престижно – сказать, что ты премьер или солист какого-то столичного или заморского театра, если ты работаешь в Большом, в Парижской опере или Ла Скала. Не каждому удается попасть в элиту и почувствовать, что балет – это престижно. Потому что если ты стоишь в последней линии кордебалета, никто о тебе никогда ничего сказать не сможет. При этом столько уходит времени! Да, это ва-банк. Ты вкладываешь столько сил, здоровья, времени, но при этом вполне можешь оказаться у разбитого корыта.
- Сергей, а вы сами, наверное, трудоголик?
- Да, я добился всего своим трудом. В моей семье не было артистов. Просто я, будучи маленьким ребенком, любил танцевать, и мама на это обратила внимание. С детства педагоги дарили мне свою любовь, внушали, в какую сложную жизнь я должен окунуться. И я очень хорошо помню, как мой педагог Александр Александрович Прокофьев говорил мне: «Вы должны понимать, что пока вы дети и у вас есть родители, они хлопочут о вас. Кто-то из вас танцует в различных школьных балетах, пользуясь поддержкой, на вас обращают больше внимания, но когда вы выйдете в настоящую жизнь, когда вы останетесь один на один со зрителем, то ни мама, ни папа, ни бабушка, ни дедушка – никакие связи вам не помогут. Только ваш труд, только вы сами будете определять собственный успех, собственное развитие. От этого зависит, будет ли у вас просто хлеб, или хлеб с маслом, или хлеб с маслом и икоркой. И главное здесь – ваш труд. Я это всегда понимал и много работал. Но на моем пути стояли люди, которые мне помогали, педагоги. Я работал с Николаем Романовичем Симачевым, Николаем Борисовичем Фадеечевым, Галиной Сергеевной Улановой, Марией Тимофеевной Семеновой, Майей Михайловной Плисецкой, Юрием Николаевичем Григоровичем. Мне повезло – эти люди давали мне шанс. Везло и с партнершами: так, Галина Степаненко очень помогла мне. Как и Нина Ананиашвили, с которой я танцевал более десяти лет. Это моя самая любимая балерина, партнерша, с которой я обожал и обожаю работать. Замечательно, что столько людей смогли приехать в Тбилиси, уделили юбилею Чабукиани такое внимание. Я очень рад, что это стало таким глобальным и ярким событием. Если бы Вахтанг Михайлович увидел, какое количество артистов балета со всего мира приехали, чтобы принять участие в празднике в его честь, он был бы счастлив. И я счастлив, что приехал в Тбилиси.

Источник: forum.balletfriends.ru
|
|